New

«Нельзя забыть, нельзя понять …»

( Дню освобождения узников фашистских концлагерей посвящается)

Цель:

  •          рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;

воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к

каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

 

Учитель: (Слайд 1) Вот уже 78 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас.

Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.

(Слайд 2) Мы сегодня будем говорить о концлагерях, в которых погибли миллионы людей…. Узникам фашистких лагерей посвящается наш информационный  час.

Ведущий 1: (Слайд 3) 11 апреля 1945 года вошел в книгу истории как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Ведущий 2: Сегодня вспомним тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.

Ведущий 3: (Слайд 4) Начиная с 1933 года, в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря "лагеря смерти", "фабрики смерти".

Ведущий 4: Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер, "неполноценных" народов.

Ведущий 1: (Слайд 5) Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек.

Ведущий 2: В концлагерях совершались различные насилия и истязания над людьми: проводили над ними опыты, например, "эксперименты" по изготовлению мыла из человеческого тела.

Ведущий 3: Мужчин зимой замораживали в бочки с водой; подвешивали заключённых за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти.

Ведущий 4: Плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по "движущимся мишеням".

Ведущий 1:Уничтожали фашисты и детей, уничтожали с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Ведущий 2: Одним из таких лагерей являлся концлагерь Дахау

I. Дахау (Слайды 6-8)

Ведущий 3: Дахау - первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.

Ведущий 4: KZ Dachau – не считался лагерем уничтожения и фабрикой смерти, как например (Освенцим), а скорее пересылочным пунктом.
Ведущий 1: В Дахау отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических издевательств над узниками, в том числе и медицинские эксперименты над заключенными под руководством главврача Зигмунда Рашера.

Ведущий 2: До начала 2-й мировой войны в Дахау находились политические противники нацистского режима - коммунисты, социалисты, священнослужители, позже – русские, венгерские и польские военнопленные, евреи.

 

 II. Майданек. (Слайд 9-12)

Ведущий 3: В Польше в предместье города Люблин осенью 1941 года был создан один из немецко-фашистских лагерей «Майданек» для массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1,5 миллиона человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. В 1944 году Майданек был уничтожен советскими войсками.

III.  Освенцим. (Слайд 13-15)

Ведущий 4: Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские”

эксперименты. Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года. В Освенциме омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

(Показ фильма)

I V. Саласпилс. (Слайд 16 – 20)

Ведущий 1: В Латвии вблизи железнодорожной станции на линии Рига - Огре в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети. На стене, сооружённой на месте лагерных ворот, сохранилась надпись: “За этими воротами стонет земля”.

Ведущий 2:  Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

Ведущий 3: В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.

Ведущий 4: Когда советская армия освободила концлагерь, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.


V. Бухенвальд. (Слайд 21- 23)

Ведущий 1: Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория.

Ведущий 2: С началом Великой Отечественной войны он стал одним из главных лагерей смерти для военнопленных. Через него прошло более 238 тысяч людей.

Ведущий 3: У одних Бухенвальд отнял юность, у других — здоровье, у третьих — жизнь. Море человеческих страданий в Бухенвальде неисчерпаемо.

Ведущий 1:Лагерь увековечил себя муками, болью своих узников. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей.

Свидетельство очевидца:

«Через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована.

Они подымаются по нескольким ступенькам - и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие. Они медленно продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. «Наполнить до отказа!» - командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся ждут своей очереди. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы - им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи - они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии…»

Ведущий 2: Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда.

Ведущий 3: Но и здесь, за колючей проволокой Бухенвальда, за каменными стенами бараков, в нечеловеческих условиях фашистского плена люди не только выживали — они боролись, создавали подпольные центры Сопротивления, стремились сломить фашистский гнёт, отомстить за смерть товарищей.

Ведущий 4: В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.

(Фильм про Бухенвальд)

Ведущий 1: Люди разных национальностей, но одной судьбы, им есть что рассказать о зверином облике фашизма!

Ведущий 2: Лагеря смерти, через которые многие из них прошли, невозможно вычеркнуть из памяти.

Ведущий 3: Вновь скупая слеза сторожит тишину. Вы о жизни мечтали, уходя на войну. Сколько юных тогда не вернулось назад, не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Ведущий 4: Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье - ты послушай святую минуту молчанья.  

(метрономМинута молчания.

(Поочерёдно к доске выходят учащиеся с рисунками в руках)

- Я нарисую яркое солнце.

- Я нарисую синее небо.

- Я нарисую свет в оконце.

- Я нарисую колосья хлеба.

- Мы нарисуем осенние листья.

- Школу, друзей, ручей беспокойный.

Вместе: И зачеркнём нашей общею кистью выстрелы, взрывы, огонь и войну.

(Исполняется песня «Дети и война)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разгарнуць » / « згарнуць

Классный час «Пепел Хатыни»

Цель:

формирование общекультурной компетенции детей и подростков, через гражданское и патриотическое воспитание

Задачи:

закрепление у детей и подростков знаний по истории Отечества;

развитие познавательной активности у учащихся;

воспитание у детей и подростков патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Форма проведения: историко-литературная композиция с мультимедийной презентацией и музыкальным сопровождением.

 

 

Вступительное слово учителя.

 

На протяжении многих веков нашему народу не раз приходилось с оружием в руках мужественно отстаивать свою свободу и независимость. Щедра, обильна и красива белорусская земля: неисчерпаемы ее недра, плодородны поля, полны зверя дремучие леса, неисчислимы дары могучих рек….(2слайд).  

Все это издавна притягивало к себе охотников до чужого добра. Кого только не видела у себя многострадальная русская земля! С огнем и мечом врывались в нее степные кочевники, печенеги, половцы, татары; ломились с запада немецкие рыцари, шагали по русской земле шведские и французские полки (2 слайд).      

1941 год. Год начала последней захватнической  войны.  По своим масштабам, кровопролитности сражений, числу человеческих жёртв и материальных потерь Великая Отечественная война не имеет себе равных. На территории СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий. Более 18 млн. человек из мирного населения погибло от фашистских зверств и репрессий

1418 дней шла война. И каждый день-это боль, слезы, смерть.  Война это трагедия всей страны, каждого человека. На протяжении всего обучения в школе можно каждый день рассказывать о войне. Но ни один учебник не  сможет передать  всю боль, весь страх и ужас  войны.

Сегодня мы собрались на классный час, на котором поговорим о Хатыни – белорусской деревне, символе великой трагедию. Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на белорусской земле так называемый «новый порядок»– режим террора, насилия и рабства. За три года оккупации на территории Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 миллионов 200 тысяч советских граждан. (3 слайд).

 

1 ученик. Люди!  Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!
Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

                               (Р. Рождественский).

Учитель. Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими, они беспощадно убивали стариков женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые незаживающие следы: в Польше - Майданек и Освенцим, во Франции - Орадур, в Чехословакии-Лидице, в России - Красуха, на Украине - Бабий Яр, в Литве-Пирчюпис, в Белоруссии – Хатынь (4,5 слайд).

Об этой деревушке и пойдёт  сегодня речь. Белорусская Хатынь с ее бревенчатыми домами, березами и рябинами под окнами, стояла на опушке леса.  До войны  в ней жили люди, сажали картошку, доили коров, радовались теплу и жаворонкам, никого никогда не обижали, никому не пожелали никогда худого. Воду брали из четырех деревенских колодцев. Мужчины пахали поля и косили луговые травы, женщины растили детей. Под  деревенскими  крышами справляли свадьбы. В деревне  работала кузница, начальная школа,  сельский магазин. Магазин торговал солью, спичками и керосином. Иногда привозили сахар, конфеты и другие сладости, которые любила жизнерадостная хатынская детвора  (6 слайд, музыка «Белый аист»). 

Но в марте  1943 года этой деревушки не стало. Ни одной живой души. Как же так случилось?(тревожная музыка) 

 

2 ученик. Это случилось 22 марта 1943 года. Утром этого дня  в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. В отместку за это была проведена карательная акция и пришлась она  на Хатынь…

 

3 ученик.  В ничего не подозревавшую деревню въехали машины со свастикой. Высыпавшие из них полицаи пошли по дворам, выгоняя всех на улицу: стариков, женщин, детишек. Кто успел обуться, а кто и босиком. Тех, кто не мог сам  идти, вели под руки соседи и близкие; а тех, кто ещё не научился ходить, несли на руках. Шла семья Иосифа и Анны Барановских с 9-ю детьми; Александра и Александры Новицких с 7-ю детьми, столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому, Юзику, исполнился 1 год. В сарай пригнали и двухлетних Мишу Желобковича, Лену Миронович, Вову Карабана. 

4 ученица. Несла на руках грудного младенца и  19-летняя Вера Яскевич.

Всех жителей  в одну толпу собрали, всех подряд загнали в овин. А в толпе уже слышны причитания:

-Боже милостивый, сжалься, пощади!

«Неужто и его, моего жаворонка, не пожалеют? – думала в отчаянье мать. – Неужто убьют или спалят его, моего соколика ясного?»

 

5 ученица.

- Ах, горюшко – горе, сыночек родной!
Сухими губами шептала – 
А может, не станут они над тобой
Глумиться?.. Ты прожил так мало!
Не видел, как вишня весенней порой,
Как груша в саду расцветала;
Не слышал, как трубно кричат журавли,
Как годы пророчит кукушка,
Не знаешь ты запахов талой земли
И тёплой коры на опушке; 
Ни разом ещё не промчался верхом
За ветром вдогонку в ночное,
Не ел, согреваясь под осень костром,
Печёной картошки с золотою.
Ну, хоть бы одни истоптал сапоги,
Прочёл бы хоть первую книжку…
Ты слышишь, наш татка! Приди! Помоги!
Спаси не меня – так сынишку.

 

4 ученица. Нет, не придёт, не спасёт маленького. Спасай сама – ты мать!

И она потихоньку, с отчаянием протискивалась сквозь толпу, к забору, к кустам. «А может, выберусь?». Бросилась бежать. Но за ней кинулся рослый полицай и швырнул опять в толпу.

 

2 ученик. Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Все остальное население Хатыни, от мала до велика, фашисты согнали в один из сараев. Сарай оказался переполненным, нельзя было поднять даже руки.  Как смертельный приговор проскрипели петли ворот.  На улице  раздавались голоса полицаев. Запахло бензином, затрещала солома….(7 слайд).

 

1 ученик. из книги поэта Антона Белевича “Хатынь: боль и гнев» :

     «Тесно, душно  в холодном, просторном овине.  Только  под коньком вылетают и  воркуют в гнёздах голуби. Некого больше гнать, всех хатынцев вместил пустой сараище. Проскрипели, затворились снаружи ворота…

И вдруг жуткий голос:

- Горим!..

Горьким дымом запахло в овине. С крыши посыпались искры… Люди бросились к воротам. Стали колотить ногами, плечами навалились. Затрещали ворота, распахнулись. Свежим ветром дохнуло в овин, свинцовым ливнем хлестнуло…

Как в кузнечном горне. Трещат волосы, дымится одежда…»

 

2 ученик. Огромное, зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Они так и не успели понять, зачем сгоняют их  в этот темный сарай, зачем заколачивают широкие ворота?

 

1 ученик. Из показаний  Иосифа Иосифовича Каминского, главного свидетеля и очевидца хатынской трагедии: «Каратели открыли двери и стали расстреливать горевших людей из пулеметов. Из-за сильного воя обреченных выстрелы почти не были слышны. Еще живые люди метались, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий крик и вой еще больше усилился. Под упавшей и горевшей крышей люди так вопили и ворочались, что крыша прямо-таки кружилась». ( 8 слайд )

 

4 ученица.  В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла ( 9 слайд, музыка).

 

3 ученик. Лишь двое детей, из  находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок, пролежал под трупом самого родного на свете человека — матери, дважды подарившей ему жизнь, до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

 

2 ученик. 

Еще над Хатынью едва рассвело

Еще и поесть не успели

Когда налетели враги на село

Густым вороньем налетели

Согнали – в сарае стоят и молчат

Десятки парней и десятки девчат

Мужчины и женщины…дети…

Фашисты в сарай затолкали Хатынь

Свободу родимого края

И дым, заслоняя небесную синь,

Взметнулся над кровлей сарая,

Тяжелый, зловещий, удушливый дым

И выдохнул кто-то: «спасайся, горим»

Страпила трещат,

Головешки шипят

Горящая рушится кровля

И гаснут глазенки хатынских ребят

Пожар наливается кровью.

Пожухлые липы рыдают «горим»

«Горим» причитают березы

Доныне в Хатыне тот въедливый дым

У каждого вызовет слезы.

 

Учитель. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне.   (10 слайд).

 

1 ученик.  из показаний  Иосифа Иосифовича Каминского «У меня обгорела спина и руки, я лежал в луже крови. Увидел сына Адама, он был перерезан пулями пополам. Еще успел спросить меня: «А жива ли мама?» и тут же скончался. Погибла жена и еще трое детей».

 

Учитель. 75 детских жизней было загублено в деревушке Хатынь. В чем они виноваты? Какое преступление перед миром совершил ЮзикИотко, которому исполнился всего лишь год? В чем провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новицкий, Вова Карабан. Что такого страшного сделали  девять детей семьи Иосифа и Анны Барановских, что им не дали жить и радоваться солнцу? (11 слайд).

 

4 ученица.  Хата, а в хате звоночки смеха

Шаг твой первый – маме утеха

Был человеку один год

Был человеку год.

Что он изведал, светлоголовый

Первые два нехитрые слова

Первую песню – мамину ласку, мамину сказку.

Миша Каминский, мальчик хатынский.

О, прогремите вселенским набатом

Был человечеству сыном и братом

Миша Каминский, мальчик хатынский.

Наш синеглазый простой василек

Милой земли белорусский сынок.

 

Учитель. Страшную судьбу Хатыни, когда от деревни остается  только пепел, повторили в Белоруссии и другие деревни.

 

1 ученик. 11 сентября 1942 г. Деревня Дремлево.  Расстрелянных  286 жителей, из них — 124 ребенка.

 

2 ученик. февраль  1943 г.   Деревня Ладеево.  Сожженных заживо 42 человека.

 

3 ученик. Деревня Ала, Светлогорского района. Расстреляно и сожжено 1758 человек, из них 950 детей.

 

4 ученик. 22 января 1944 г. Деревня Байки, Пружанского района.  Дети затравлены собаками,  остальные  сожжены заживо  ( слайд 12,музыка «Аве Мария»).

 

Учитель. Всего в Белоруссии было сожжено 186 деревень вместе с жителями.  Почтим  память всех погибших минутой молчания (слайд 13, минута молчания).

В память о чудовищных событиях в Белоруссии, на месте Хатыни   создан мемориал памяти в назидание будущим поколениям.  В центре возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть высечены  на его лице. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребенка.

Ученик. Хатынь!
Хатынь!
Хатынь!
Я слышу,
как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой!
Замри!
Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной

Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, -
Он кровью человеческой полит...

Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив

Колокола звонят... Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой!
Застынь!
Перед тобой -
Хатынь!
     (А. Вертинский).

 

 Учитель. В истории каждого народа, каждого государства есть такие периоды, которые лучше бы никогда не происходили. Порой они складываются из тысяч мелких кусочков, из многих разрозненных эпизодов, поражающих кошмарными деяниями.  Логичней было бы предположить, что подобное надо забыть как можно скорее. Но на самом деле это не так. Историю надо помнить, какая она бы ни была, но ни в коем случае не забывать. Именно поэтому и стоит мемориальный комплекс возле деревни Хатынь (слайд 14).

 

Учащийся.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда 
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней 
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

 (Слайд 15)

 

разгарнуць » / « згарнуць
27.09.22

С целью формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа 2022 год в нашей стране объявлен Годом исторической памяти.

Одним из значительных событий этого года стала реализация 21 июня – 3 июля патриотического белорусско-российского проекта «Поезд Памяти», во время которого 200 белорусских и российских десятиклассников и 50 сопровождающих проехали в поезде по знаменательным городам стран-соседок. Маршрут движения поезда был спланирован с учетом основных событий 1941-1945 гг. и предусматривал проезд  через Брест, Гродно, Витебск, Смоленск, Ржев, Вязьму, Кубинку, Москву, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Оршу, Могилев, Гомель, Минск. Ребята посетили памятные места времён Великой Отечественной войны, познакомились с историческими и культурными объектами городов, поучаствовали в различных тематических встречах, навестили ветеранов и пообщались с ними.

Во время этого мероприятия участники проекта собрали большое количество фотографий и видеоматериалов.

В нашем учреждении образования прошла заочная экскурсия по маршруту военно-патриотического проекта "Поезд Памяти".

Ссылка на телеграм-канал, посвящённый "Поезду Памяти"

разгарнуць » / « згарнуць